Контроль перегруза и правильное распределение нагрузки на ось грузового автомобиля — крайне важные аспекты грузоперевозок в РФ. Из чего складывается весовой и габаритный контроль, какие требования необходимо соблюдать перевозчикам, чтобы избежать полумиллионных штрафов? Как GPS-мониторинг может помочь транспортным компаниям эффективно эксплуатировать грузовые автомобили, в частности, верно распределять нагрузку на оси? Читайте в нашем подробном материале.
Порядок осуществления весового и габаритного контроля в России
Для чего необходимо соблюдать требования по габаритам, весу и предельной нагрузке на оси грузовых автомобилей и почему эти значения строго регламентированы на уровне государства? Потому что перегруз влияет не только на техническое состояние транспортного средства, но и представляет опасность для всех участников дорожного движения. Под угрозой оказывается и непосредственно сама дорога.
Перевес и неравномерная нагрузка на ось грузовых автомобилей приводит к тому, что транспорт становится нестабильным: его может кренить, а на поворотах не исключен риск переворота. Увеличивается тормозной путь. Добавьте к этому вероятность внезапной поломки из-за повышенного износа, и на дороге оказывается автомобиль, который может спровоцировать серьезную аварию. Также если вес грузовой машины выше допустимого, то перегруз становится причиной разрушения дорожного полотна и мостовых конструкций.
Всё это становится причиной высоких административных штрафов за перегруз и несоблюдение требований к нагрузкам на ось. Рассмотрим подробно, как именно контролируется проезд грузовых автомобилей на дорогах в России.
Что проверяют в пунктах весогабаритного контроля
Все автомобильные дороги строятся по согласованным проектам, в которых рассчитывается интенсивность движения, состав транспортного потока, предельные нагрузки на дорожное полотно, особенность погодных условий, а также срок службы дороги без ремонта. Далее выбирается необходимая дорожная одежда, основание и ширина.
На основе эксплуатационных свойств дороги определяются допустимые параметры для каждого вида транспортных средств:
- масса,
- нагрузка на оси,
- габариты (ширина, длина, высота).
Именно эти значения отслеживают в специализированных пунктах весового и габаритного контроля. В России можно встретить стационарные и передвижные пункты контроля, а также автоматические, где используются средства фото- и видеофиксации.
На стационарных и передвижных пунктах должностные лица осуществляют визуальный, инструментальный и документальный контроль.
Визуальный контроль
В первую очередь выявляется автомобиль с вероятным превышением допустимых весовых или габаритных параметров и определяется направление его движения. Сотрудники автоинспекций руководствуются следующими признаками, чтобы понять нужно ли останавливать и проверять грузовой автомобиль:
- загруженность свыше бортов кузова или наличие «достроенных» бортов,
- просадка узлов подвески,
- явное снижение динамических характеристик транспортного средства при движении из-за перегруза;
- выступающий за габариты транспортного средства груз.
Инструментальный контроль
После остановки грузовой автомобиль проходит инструментальный контроль. У транспортного средства измеряют габариты (длина, ширина, высота), определяют расстояние между осями и группу сближенных осей, взвешивают на стационарных или динамических весах и смотрят фактическую нагрузку на оси.
Документальный контроль
После завершения инструментального контроля грузового транспорта у водителя проверяются документы. По требованию должностного лица необходимо предоставить:
- водительское удостоверение,
- регистрационные документы на автомобиль,
- товарно-транспортную накладную (ТТН) и все необходимые документы на перевозимый груз,
- специальное разрешение на движение тяжеловесного и/или крупногабаритного транспорта — при наличии.
Финальный шаг — проверить соответствие между документами и фактом. На пункте контроля сопоставят характеристики груза, а также соблюдение условий движения транспортного средства, которое указано в специальном разрешении. О нем мы подробно расскажем далее в разделе со штрафами.
Если транспортное средство превышает допустимые весовые и/или габаритные параметры, то водитель должен остановить автомобиль за пределами проезжей части и по возможности принять меры, чтобы устранить выявленные нарушения. В противном случае — транспортное средство отправляется на спецстоянку.
Мы рассмотрели порядок осуществления весового и габаритного контроля на автомобильных дорогах в России. Теперь определимся с терминами и рассмотрим, какие требования предъявляются к грузовым автомобилям.
Допустимая масса (вес) грузового автомобиля
Первая величина, которая используется для определения рисков перегруза транспортного средства, это допустимый вес или масса автомобиля. На этот параметр необходимо обращать внимание в первую очередь при перевозке грузов.
Значения же допустимой массы грузового автомобиля установлены Постановлением Правительства РФ и зависят от транспортного средства и количества осей.
Допустимая масса для одиночных автомобилей
- Двухосные — 18 тонн;
- Трехосные — 25 тонн;
- Четырехосные — 32 тонн;
- Пятиосные и более — 38 тонн.
Допустимая масса для седельных и прицепных автопоездов
- Двухосные — 28 тонн;
- Трехосные — 36 тонн;
- Четырехосные — 40 тонн;
- Пятиосные и более — 44 тонны.
Какие максимально допустимые нагрузки на ось грузовых авто
Максимально допустимая нагрузка на ось грузового автомобиля в первую очередь определяется заводом-изготовителем. Это базовый весовой параметр, который необходим для проектирования и эксплуатации автомобиля. Для каждого транспортного средства этот предельный показатель свой.
Чтобы обеспечить безопасность движения по автомобильным дорогам, государством установлены нормы осевой нагрузки. Максимально разрешенная нагрузка на ось грузового автомобиля зависит от нормативной нагрузки самой дороги, а также групп сближенных осей. Значение может варьироваться от 4 до 26 тонн.
Далее мы рассмотрим, как рассчитать нагрузку на ось и приведем таблицу допустимых нагрузок на ось для разных видов транспортных средств.
Допустимая нагрузка на ось грузового автомобиля
Допустимая нагрузка на ось грузового автомобиля — это масса транспортного средства, которая может передаваться на дорожное полотно колесами одной оси.
Осевая нагрузка тесно связана с массой автомобиля. Масса транспортного средства равняется сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси для двухосных автомобилей, и сумме нагрузок на переднюю ось и заднюю тележку — для трехосных и более автомобилей, у которых средний и задние мосты объединены.
На заднюю ось или тележку всегда приходится больше нагрузки, чем на переднюю. Это связано с тем, что грузовая платформа всегда находится в задней части автомобиля, а передняя часть нагружается только кабиной и силовым агрегатом.
Как рассчитать осевую нагрузку грузового автомобиля
Расчет осевой нагрузки носит приблизительный характер, потому что учесть абсолютно все факторы невозможно. Рекомендуется закладывать примерно 10% погрешности.
Для грубого определения нагрузки на оси необходимо знать:
- массу грузового автомобиля,
- вес прицепа,
- фактическую массу груза,
- количество осей.
Нагрузка рассчитывается по простой формуле. Сложите массу груза и прицепа, примерно 25% массы распределите на переднюю ось (на тягач), а 75% — на задние оси (прицеп). Разделите получившиеся значения на количество осей.
Для удобства можете воспользоваться онлайн-калькуляторами для разных видов транспортных средств, например, на этом сайте вы можете рассчитать осевую нагрузку для седельного тягача с полуприцепом.
Таблица допустимых осевых нагрузок в России
Нагрузка на ось грузового автомобиля регламентируется Постановлением Правительства от 21.12.2020 N 2200. Ниже мы приводим таблицу, в который вы можете посмотреть допустимые значения в зависимости от расположения осей транспортного средства и разрешенных нагрузок на дороги. Подробную расшифровку и примечания смотрите в приложении к Постановлению.
Габаритный контроль транспортных средств: допустимые значения
Если не рассчитать размеры груза, водитель машины может получить штраф и лишиться прав. Компаниям также грозят высокие штрафы за негабарит и перегруз.
Негабаритным грузом считается тот, который превышает 2,55 метров в ширину, 4 метра в высоту и 12 метров в длину. Максимальная длина машины с прицепом и грузом — 20 м. Груз может выступать за задние габариты не более чем на 2 метра. А для транспортных средств с изотермическими кузовами допускается превышение по ширине на 2,6 метра.
Разрешение на движение с превышением массы или габаритов грузового автомобиля
Если грузоперевозчик оформляет в рейс автомобиль без специального разрешения с перегрузом, повышенной осевой нагрузкой или превышением габаритов, то он получит штраф. Такими мерами государство борется с аварийностью на трассах и быстрым износом дорожного полотна.
Выше мы перечислили все допустимые значения для движения грузовых автомобилей на территории России. Но что делать, если груз или габариты превышают установленные нормы, и это никак нельзя исправить?
- Оформить специальное разрешение в местном отделении Росавтодора, в котором должны быть указаны параметры транспортного средства и груза.
- Утвердить маршрут следования грузового автомобиля.
- Оплатить компенсацию владельцу дороги за потенциальный ущерб. Она рассчитывается индивидуально в зависимости от транспортного средства, протяженности рейса и категории дороги.
Весовой и габаритный контроль грузового автомобиля: штрафы
Без разрешения или при несоответствии фактических параметров, которые в нем были согласованы, компания должна оплатить следующие штрафы за несоблюдение норм весового и габаритного контроля.
Штрафы за превышение допустимой массы и нагрузки на оси грузового автомобиля
КоАП предусматривает штрафы вплоть до 500 тысяч рублей — в зависимости степени превышения допустимых значений, наличия или отсутствия специального разрешения, а также превышения параметров, указанных в разрешении.
Превышение на величину от 2 до 10% без специального разрешения
- 1500 рублей для водителя;
- 15 000 рублей для должностных лиц, ответственных за перевозку;
- 150 000 рублей для юридического лица.
От 10 до 20% без специального разрешения
- 4000 рублей для водителя;
- 30 000 рублей для должностных лиц, ответственных за перевозку;
- 300 000 рублей для юридического лица.
От 20 до 50% без специального разрешения
- 10 000 рублей или лишение прав до 4 месяцев для водителя;
- 40 000 рублей для должностных лиц, ответственных за перевозку;
- 400 000 рублей для юридического лица.
Превышение на величину от 10 до 20% от указанных параметров в разрешении
- 3500 рублей для водителя;
- 25 000 рублей для должностных лиц, ответственных за перевозку;
- 250 000 рублей для юридического лица.
От 20 до 50% от указанных параметров в разрешении
- 5000 рублей или лишение прав до 3 месяцев для водителя;
- 40 000 рублей для должностных лиц, ответственных за перевозку;
- 400 000 рублей для юридического лица.
Превышение на величину более 50% без специального разрешения или от указанных в разрешении
- 10 000 рублей или лишение прав до 6 месяцев для водителя;
- 50 000 рублей для должностных лиц, ответственных за перевозку;
- 500 000 рублей для юридического лица.
Штрафы за превышение габаритов
Без оплаты госпошлины в размере 1600 рублей за разрешение на превышение габаритов водителям и юридическим лицам грозят административные штрафы.
Превышение до 10 сантиметров
- 1500 рублей для водителя;
- 150 000 рублей для юридического лица.
От 10 до 20 сантиметров
- 3500 рублей для водителя;
- 250 000 рублей для юридического лица.
От 20 до 50 сантиметров
- 5500 рублей или лишение прав до 3 месяцев для водителя;
- 400 000 рублей для юридического лица.
Более 50 сантиметров
- 10 000 рублей или лишение прав до полугода для водителя;
- 500 000 рублей для юридического лица.
Мы рассмотрели требования к предельной массе, осевой нагрузке и габаритам для грузовых автомобилей, а также выяснили, какие наказания предусмотрены за их несоблюдение. Как компаниям контролировать эти значения перед отправкой грузового транспорта в рейс, чтобы избежать штрафов и повышенного износа автомобилей? Рассмотрим возможные решения в следующих разделах.
Увеличение коэффициента за перегруз и электронные разрешения для владельцев грузовиков в 2023
С 1 января 2023 года вводится новый коэффициент за превышение допустимой массы автомобиля от 2 до 15%. Теперь к размеру вреда дорожному полотну будет применяться коэффициент 0,8% — в то время как в прошлом году он составлял 0,6%. Об этом говорится в Постановлении Правительства от 31.01.2020 №67.
Специальные разрешения на проезд тяжеловесных и крупногабаритных автомобилей будут оформляться только в электронном формате. Такие разрешения выдает ФКУ «Росдормониторинг» — получить его можно в личном кабинете перевозчика или же на сайте Госуслуги.
Контроль перегруза автомобиля
Контролировать перегруз и превышение нагрузки на ось транспортного средства должны и грузоотправитель, и перевозчик, так как каждый из них несет ответственность за нарушение весогабаритного контроля. Есть несколько способов отслеживать эти показатели.
1. Взвешивание на автомобильных весах
Взвешивание — самый простой способ определить перегруз транспортного средства, а также нагрузку для каждой оси. На данный момент существует два метода взвешивания: динамический и статический. Они же используются на пунктах весогабаритного контроля.
Динамическое взвешивание
Динамическое взвешивание на автомобильных весах дает возможность определять вес в момент, когда автомобиль или автопоезд находится в движении. Взвешивание может быть единовременное, потележное или поосное.
Для взвешивания транспортному средству необходимо проехать по автомобильным весам со скоростью не более 5 км/ч. Весы сначала фиксируют вес на каждой оси, а потом определяют вес самой машины. Погрешность такого метода составляет от 0,5 до 3%. Это надо учитывать, ведь граница превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля составляет 2%.
Статическое взвешивание
Выполнение статического взвешивания предусматривает полную остановку автомобиля на весоизмерительном устройстве. Определение веса может происходить поосно, потележечно или на полной длине транспортного средства.
Автомобиль въезжает и останавливается на платформе весов, на которую установлены высокоточные тензодатчики. Их погрешность составляет всего 0,01%. Взвешивание грузовых автомобилей на весах — процесс не сложный, но он требует либо покупки дорогостоящего оборудования и профессионального монтажа, либо постоянного обращения в специализированные сервисы. Для небольшого бизнеса купить такое решение может быть очень дорого.
2. Системы бортового взвешивания
Для бортового взвешивания не требуются весы — определять массу транспортного средства и нагрузку на оси будет специальная электронная система. Она интегрируется с пневматической или гидравлической системами автомобиля и при помощи специальных тензометрических датчиков и тензопреобразователей определяет необходимые параметры загрузки. Все значения выводятся на отдельный терминал в кабине.
Такое решение может быть интегрировано в систему спутникового мониторинга для расширения функционала — получения уведомлений и формирования отчетов.
3. GPS-мониторинг по датчикам нагрузки на ось
По схожему принципу с бортовым взвешиванием работает и система GPS-мониторинга в паре с датчиками нагрузки на ось. Разница в том, что GPS-трекер получает данные с датчика и отправляет их на компьютер ответственному лицу.
Ключевое преимущество заключается в том, что возможности GPS-мониторинга не ограничиваются только лишь определением массы автомобиля и нагрузки на ось. С помощью него можно отслеживать работу сотрудников и контролировать техническое состояние транспортного средства. Как это работает? Расскажем далее на примере сервиса ГдеМои, но перед этим разберемся с датчиками нагрузки на ось и их установкой.
Датчик нагрузки на ось грузового автомобиля
Для обеспечения максимальной эффективности перевозок на транспортное средство устанавливается один или несколько датчиков нагрузки на ось. Благодаря монтажу непосредственно на борту автомобиля можно контролировать нагрузку на протяжении всего рейса — а не только в момент погрузки или разгрузки.
В основе работы лежит отслеживание воздействия груза на подвеску транспортного средства — на основе этих данных датчик фиксирует нагрузки на каждую ось, вес самого груза и общую массу автомобиля. Точность измерений составляет до 98%.
Упрощенный принцип работы датчика нагрузки на ось выглядит следующим образом:
- Датчик измеряет давление на подвеску автомобиля.
- Измерения передаются на бортовой компьютер (если он установлен) и GPS-трекер по кабелю или Bluetooth.
- GPS-трекер передает данные в систему GPS-мониторинга, которая преобразует их в удобные для понимания значения: массу автомобиля или груза, а также нагрузку на ось.
Установка датчика нагрузки на ось
Благодаря универсальности датчиков нагрузки на ось, их можно купить и подключить на грузовые автомобили с разными подвесками. В зависимости от типа транспортного средства необходима соответствующая установка. Мы рекомендуем обращаться к услугам квалифицированных специалистов, чтобы избежать возможных ошибок при подключении и получать максимально точные данные.
Датчик нагрузки на ось пневматической подвески
Датчик нагрузки на ось врезается с помощью переходника в пневматическую магистраль транспортного средства. Принцип работы простой — давление в подвеске напрямую зависит от веса груза. Поэтому прибор преобразовывает давление воздуха в пневмоподушках и отправляет эти данные в систему мониторинга.
Датчик нагрузки на ось гидравлической подвески
Чаще всего гидравлической подвеской оснащен тяжелый транспорт и большегрузная спецтехника. Такие прицепы могут иметь более четырех осей. Для измерений они группируются в один или несколько гидравлических контуров, в которых отслеживается изменения уровня давления. Важно: для каждого контура необходима установка отдельного датчика нагрузки на ось.
Датчик нагрузки на ось рессорной (механической) подвески
Весовые измерения в автомобилях с механическим типом подвески являются самой сложной задачей с точки зрения установки оборудования.
Нагрузку на ось можно измерить при помощи поворотного рычага — он устанавливается между грузовой и предрессорной осью. На него же ставится датчик нагрузки. Как только меняется положение рычага, меняется и выходное напряжение датчика. GPS-трекер фиксирует этот сигнал и преобразовывает его в данные о массе автомобиля, груза и нагрузки на оси.
После установки датчиков нагрузки на ось необходимо их откалибровать и произвести тарировку кузова. Калибровка осуществляется на стационарных весах при пустом и груженом автомобиле. Для тарировки в машину постепенно загружаются мерные грузы — с каждым шагом более тяжелые. После чего устанавливается зависимость между фактической нагрузкой и выходными данными датчика. Процесс напоминает тарировку топливного бака для контроля расхода топлива. Это необходимо для получения высокоточных значений и минимизации погрешностей.
Итак, мы установили датчик нагрузки на ось грузового автомобиля. Теперь с помощью GPS-трекера и системы мониторинга мы можем смотреть данные о загруженности и не только. Какие еще возможности предоставляет система GPS-мониторинга ГдеМои компаниям с автопарком грузовых автомобилей?
Датчик нагрузки на ось в системе мониторинга ГдеМои
Современные датчики нагрузки на ось легко интегрируются в систему спутникового мониторинга через GPS-трекеры или специальные автомобильные терминалы. Так контроль веса будет осуществляться в режиме онлайн — в любой точке маршрута.
Комплексное решение из датчика нагрузки на ось и системы GPS-мониторинга поможет компаниям не только избежать высоких штрафов за нарушения весогабаритного контроля. Настройка контроля событий, экстренные уведомления, а также подробные отчеты дадут четкое понимание эффективности и добросовестности работы водителей или подрядчиков.
Возможности системы GPS-мониторинга ГдеМои для контроля грузовых автомобилей:
- Прозрачный контроль погрузки и разгрузки. Все данные поступают руководителю.
- Контроль хищения или недостаточной эффективности работы грузового автомобиля в случае недогруза.
- Фиксация перевозки неучтенных грузов и «левых» рейсов — в случае превышения согласованной массы груза.
- Контроль соблюдения маршрута и времени простоев.
- Контроль соблюдения требований грузоперевозки: фиксация превышения скоростного режима и опасного вождения.
- Удаленная диагностика неисправностей грузового автомобиля.
- Планирование технического обслуживания в зависимости от нагрузки на оси и времени последнего ТО.
Настройте уведомления для самых необходимых вам параметров и вовремя реагируйте на экстренные ситуации в зависимости от специфики вашего бизнеса. Система GPS-мониторинга отправит уведомление со временем и координатами места нарушения.
Оперативный весовой контроль с системой GPS-мониторинга ГдеМои
Оптимизируйте процесс весового контроля и повысьте эффективность эксплуатации грузовых автомобилей. Команда ГдеМои поможет подобрать наиболее подходящие датчики нагрузки на ось и настроить работу в системе GPS-мониторинга — под ваши задачи. Свяжитесь с нами любым удобным способом, если вы хотите установить систему контроля нагрузки на ось или у вас остались вопросы.