Насколько торговый представитель или полевой инженер честны с вами? Контроль вне стен офиса ослабевает, а человеческий фактор берет свое. Махинации с топливом, работа из дома, подделка отчетности. Мы узнали, что именно работники в полях скрывают от руководства. Как? Просто спросили их об этом.
Андрей, 33 года. Сервис-инженер, автоматизация. Оплата топлива в компании – вот, что меня не устраивает. Выплачивают мало — из расчета 10 л./100 км. Езжу на личном автомобиле, ест он больше, чем 10 литров «на сотку». Приходится на словах завышать пройденный километраж для отчетности, чтобы «справедливость восторжествовала». У «разъездных» знакомых ставка на компенсацию топлива и амортизации вообще фиксированная. Вот, и как быть.
Руководителей понять тоже можно. Трудно избавиться от мысли, что сотрудники не накидывают “про запас”, включая в отчет поездки в выходные и по личным делам. В итоге выходит, что правды как будто нет нигде – без достоверных данных претензии друг к другу неизбежно возникают у обеих сторон.
Евгений, 29 лет. Водитель-экспедитор, напитки. На нынешнем месте работы зарплата, в принципе, неплохая – около 30.000 в месяц выходит. Газель служебная, стоянка ”домашняя”. Работаю 3/3 с 06:00 до 18:00. Плюс какой – в выходные могу ещё подработать ”налево”. Компенсация на бензин по пробегу. Сколько скажешь, столько и выдадут. Только чеками всё это дело нужно подтвердить. Получается вся неделя у меня рабочая, но считаю мне повезло. Что обманываю, с этим не согласен. Каждый ”крутится”, как может.
Использование транспорта компании в личных целях даже через 25 лет капитализма воспринимается как безобидное и ненаказуемое. Дело даже не в том, что “босс не узнает”, а в укоренившемся мировоззрении. Часто этому способствуют начальники нижнего уровня – просят “задержаться на часок” для разгрузки или подбросить жену до аэропорта.
Сергей, 27, торговый представитель, продукты питания. На работе от меня требуют невозможного, заставляя посещать по 15 клиентов каждый день. Приходится спорить и объяснять, что это — нереально, маршруты надо менять. Откровенно вру я редко, но из-за того, что меня “не слышат”, использую хитрости. Иногда договариваюсь о закупках по телефону, чтобы пораньше вернуться домой. Правда, в отчетах должно стоять — «посещение». Тут уже всё зависит от того, какие личные отношения у тебя сложились с клиентом. Работаете давно — могут ”прикрыть” за шоколадку, если позвонит руководитель.
Чрезмерная нагрузка – сомнительный мотиватор производительности, а объемная отчетность – не лучший способ находить лентяев. Сравнивать продуктивность выездных сотрудников, чтобы выявить и распространить лучшие практики, можно только на хорошо измеримых показателях, а не по субъективной отчетности самих же исполнителей.
Решение хорошо известно – это использование бизнес-софта, такого как система GPS-мониторинга выездных сотрудников, контролирующая полевой персонал с помощью мобильных приложений и GPS-трекеров.
Когда план рабочего времени прописан в смартфоне – это удобно и руководителю, и сотруднику. Исполнитель всегда видит список дел на карте, отсортированных по удаленности и дедлайну. Супервайзер следит за ходом работы в течение дня, оперативно реагируя на нештатные ситуации и предупреждая клиентов. Расчет компенсаций за ГСМ по рабочим делам, печать путевых листов также производится автоматически. Руководитель, создавая стандартизованный процесс, в любой момент может получить абсолютно достоверную отчетность о выполнении заданий, сравнивать между собой сотрудников и команды. Для собственников все это дает экономию и рост производительности уже с первых недель, причем с минимумом вложений.
Информационные системы для бизнеса хорошо выполняют роль посредника, сближающего цели работодателя и сотрудников. Прозрачный обмен информацией – от постановки задач до автоматизированной отчетности, задает правила для честной игры. В компании появляются условия для здоровой конкуренции, растет взаимное доверие, прекращаются разборки по мелочам. В итоге это позволяет команде сконцентрироваться на действительно важных для развития бизнеса вопросах.