С марта 2023 года в России начинает действовать Приказ Минтранса №440, который уже получил свое неофициальное название «приказ об онлайн-тахографах». Правительство постепенно подготавливает водителей к переходу на онлайн-тахографы. Какие грозят штрафы за тахографы, какие установлены требования к онлайн-тахографам и нужно ли перевозчикам менять оборудование — разберемся в статье.
Приказ Минтранса №440 о тахографах: важное
О переходе на онлайн-тахографы начали говорить еще в 2020 году, а в сентябре прошлого года был утвержден Приказ № 343 «О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 октября 2020 г. № 440». Основной целью вносимых изменений стала постепенная автоматизация контроля над соблюдением режима труда и отдыха.
Приказ вступил в силу с 1 марта 2023 года и будет действовать до 1 сентября 2026 года. Значительная часть поправок касается именно онлайн-тахографов, а именно:
- утверждено понятие «тахографа, имеющего в своем составе бортовое устройство с функцией передачи данных»,
- определены требования к онлайн-тахографам.
Что такое онлайн-тахограф
Онлайн-тахограф — это тахограф, который представляет собой устройство с обязательной функцией передачи данных в автоматизированную систему «Тахографический контроль» (АИС ТК). Необходимую информацию тахограф должен автоматически передавать на телематический сервер в режиме реального времени.
Это значит, что в отличие от текущей ситуации, вся активность водителей будет видна в АИС ТК. Сейчас систему готовят к формированию и отправке автоматических штрафов за несоблюдение режима труда и отдыха.
На сегодняшний день численность инспектирующего состава надзорных органов не позволяет проверять даже треть от всех автомобилей, подлежащих оснащению тахографом. Онлайн-тахографы обеспечат гарантированный контроль режима труда и отдыха водителя, скорости и маршрута движения транспортных средств.
Гендиректор Росавтотранса Алексей Двойных
Какие требования к онлайн-тахографу
С учетом того, что онлайн-тахограф должен автоматически передавать на сервер данные, которые к тому же имеют юридическую силу, то и требования к нему установлены соответствующие. Мы выделили из Приказа Минтранса №440 самую важную информацию.
- Бортовое устройство с функцией передачи данных должно иметь защищенный от вскрытия опломбированный корпус.
- Тахографы нового типа должны быть оснащены разъемом для подключения GSM/GPRS-антенны, слотом для SIM-карты и связным модулем, обеспечивающим передачу информации в АИС ТК.
- Устройства должны быть оборудованы блоком криптографической защиты информации (СКЗИ), который будет осуществлять квалифицированную подпись водителя и её передачу в зашифрованном виде в систему АИС ТК.
- Блок СКЗИ должен устанавливаться таким образом, чтобы не снимать бортовое устройство и не нарушать пломбировку корпуса.
- Онлайн-тахографы должны быть оборудованы датчиками ускорения.
Приказ Минтранса №440 устанавливает требования не только к самим бортовым устройствам, но и к картам водителя и предприятия.
Карта водителя — обеспечивает формирование в автоматическом режиме квалифицированной электронной подписи владельца карты для подписания информации, регистрируемой тахографами, перед передачей этой информации в информационную систему;
Карта предприятия — обеспечивает формирование квалифицированной электронной подписи владельца карты для подписания данных для активизации блока СКЗИ тахографа и (или) изменения идентификационных данных транспортного средства, а также данных для регистрации сведений о прекращении функционирования блока СКЗИ тахографа.
Нужно ли переходить на онлайн-тахограф
Переход на онлайн-тахографы будет добровольным. Владельцам грузового и пассажирского транспорта с 1 марта не требуется менять установленные ранее тахографы на оборудование нового типа. Они могут продолжить использовать их до окончания срока службы (не более 10 лет).
Какие штрафы за тахографы в 2023
Водителям и собственникам транспорта пока не грозят автоматические штрафы за тахографы и несоблюдение режима труда и отдыха. До тех пор, пока требование к установке онлайн-тахографа не станет обязательным.
Тем не менее, напоминаем перевозчикам, за что надзорные органы могут оштрафовать сотрудника или компанию согласно Статье 11.23 КоАП.
Отсутствие тахографа, выпуск автомобиля на линию без тахографа, нарушение правил эксплуатации тахографа.
- Водитель — от 3 до 5 тысяч рублей;
- Должностное лицо — от 7 до 10 тысяч рублей;
- ИП — от 15 до 25 тысяч рублей;
- Юридическое лицо — от 20 до 50 тысяч рублей.
Нарушение норм времени управления ТС, несоблюдение режима труда и отдыха.
- Водитель — от 3 до 5 тысяч рублей;
- Должностное лицо — от 7 до 10 тысяч рублей;
- ИП — от 15 до 25 тысяч рублей;
- Юридическое лицо — от 20 до 50 тысяч рублей.
Нарушение норм трудового права.
- ИП — до 5 и до 20 тысяч рублей за повторное нарушение;
- Юридическое лицо — до 50 и до 70 тысяч рублей за повторное нарушение.
Кто должен ставить тахограф в 2023 году
Несмотря на целый ряд изменений в законодательстве, основной список транспортных средств, которые обязаны иметь тахографы, остался прежним. Тахографами должны быть оборудованы следующие автомобили.
- Автобусы — транспортные средства, имеющие более восьми мест для сидения и используемые для перевозки пассажиров.
- Все автомобили категории «С» тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям.
- Грузовые автомобили тяжелее 3,5 тонн, которые принадлежат физическим лицам.
- Грузовые автомобили, которые перевозят опасные грузы.
С 2023 года согласно Приказу Минтранса №440 из оснащения тахографами исключены:
- транспортные средства дипломатических представительств и консульских учреждений;
- транспортные средства ГУСП РФ и подведомственных ему учреждений.
Как контролировать соблюдение режима труда и отдыха с помощью сервиса ГдеМои
Пока установка онлайн-тахографов еще не стала обязательным условием, перевозчики могут начать подготовку к работе с автоматической выгрузкой ddd-файлов.
Российский сервис GPS-мониторинга ГдеМои поддерживает подключение ряда современных тахографов, таких производителей как Меркурий, Galileosky, BCE. Это позволяет автоматически выгружать и хранить информацию с тахографов в собственной системе. Нет необходимости вручную собирать ddd-файлы — сервис сделает это самостоятельно и пришлет соответствующие данные на указанные электронные почты.
Срок хранения ddd-файлов и частота их получения определяются правилами использования тахографов. По российскому законодательству ddd-файлы выгружаются раз в 28 дней с карты водителя, раз в 90 дней с тахографа и хранятся 1 год.
Получать ddd-файлы через сервис ГдеМои можно двумя способами:
- автоматически, по заданному расписанию
- вручную, по требованию.
Приказ Минтранса №440 и тахографы в 2023: кратко
- Приказ Минтранса №440 вступил в силу с 1 марта 2023 года. Он ввел понятие «онлайн-тахографа» и утвердил требования к данным устройствам.
- Онлайн-тахограф — устройство для контроля соблюдения режима труда и отдыха, которое должно передавать данные в режиме онлайн на телематический сервер.
- Онлайн-тахограф должен быть оснащен защищенным опломбированным корпусом, модулем для передачи данных, блоком криптографической защиты информации и слотом для SIM-карты.
- Переход на онлайн-тахографы пока остается добровольным.
- Автоматические штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха не введены.