Расход топлива — важный показатель экономичности автопарка. Если расходы на ГСМ стали расти, но эффективность работы остается на том же уровне, проверьте факт слива топлива. Какие бывают махинации и чем они опасны для компании? Читайте в нашей статье.
Проблема №1: слив топлива уменьшает прибыль компании
Топливо — один из самых слабозащищенных от краж продуктов в компании с личным автопарком. Наравне с этим ГСМ являются и первой статьей расходов. По опыту наших клиентов примерно 30% бюджета уходит именно на топливо.
В России автопарки дополнительно теряют до 40% прибыли на стоимости горючего. Причины простые — незаконный слив топлива. В условиях кризиса и пандемии расходы компаний увеличиваются еще больше: цены на бензин растут, а водители через махинации с топливом компенсируют сокращенную зарплату.
3 простых способа проверить водителей
В организациях без контроля расхода топлива с большой вероятностью будет иметь место воровство горючего. Как проверить наверняка? Первый шаг — изменить принцип проверки водителей. Воспользуйтесь тремя способами, которые помогут выявить недобросовестных сотрудников.
Анализируйте топливную карту
Регулярно проверяйте и анализируйте информацию с топливных карт. Водитель часто заправляется на АЗС вне своего маршрута? Заправки превышают объем бака? Было совершено несколько заправок в один день в течение пары часов? Это первые признаки, на которые вам следует обратить внимание.
Сверяйте указанный пробег с маршрутами
Несколько раз сравните данные пробега из путевых листов или таблиц учета с рейсом водителя за конкретную дату. Стабильное расхождение выше 10% дает вам повод усилить контроль за данным сотрудником.
Устраивайте тестовые рейсы
Вы или ваше доверенное лицо (например, завгар, главный механик) несколько раз в течение пары месяцев выезжаете вместе с водителями в рейс и фиксируете расход топлива. После таких рейсов вы можете сравнить фактический расход для конкретной машины с тем, что указывает водитель. Если показатели тестовых рейсов значительно ниже — будьте уверены, что топливо сливается.
Проблема №2: слив топлива влияет на техническое состояние автомобилей
Кража топлива не только увеличивает траты на ГСМ, но и влияет на состояние автомобилей. Сервисное обслуживание транспорта и ремонты — вторая статья расходов коммерческого автопарка, и махинации с горючим определенно вносят сюда свой вклад.
Как зарабатывают на топливе: топ-4 махинации по степени вреда для состояния автопарка
Слив топлива напрямую из бака
Самая простая манипуляция с горючим, которая несомненно влияет на бюджет компании, но в меньшей степени вредит автомобилю. Водитель просто завышает свой расход в путевом листе, а остатки топлива сливает с помощью шланга.
Слив дизеля через «обратку»
На дизельных двигателях неотработанное горючее возвращается обратно в топливный бак по отдельному шлангу — «обратка». Сотрудники врезаются в топливную магистраль через тройники, по которым медленно сливают дизель в свою тару. Опытный водитель может без труда собрать такую схему без вреда для автомобиля.
Без специального оборудования и непосредственного осмотра топливной системы заметить это практически невозможно — создается впечатление, что автомобиль просто потребляет много горючего.
Накрутка пробега
Водитель накручивает счетчик пройденных километров, чтобы указать в расход значительно большее количество отработанного топлива. На списанное таким образом горючее также покупаются фальшивые чеки, либо сотрудник просто сливает разницу себе в канистру.
При накрутке одометра компания теряет деньги не только на сливе топлива. Из-за фиктивного пробега возрастает частота планового техосмотра и техобслуживания, а также и расходов на них.
Подделка кассовых чеков и покупка дешевого горючего
Водители тратят выданные деньги на дешевое некачественное горючее, а на проверенных АЗС договариваются с сотрудниками и покупают фальшивые чеки. Хорошее топливо же сливают себе.
Сложно контролировать заправки: где покупается некачественное топливо
Перекупщики
На трассах можно встретить несанкционированных перекупщиков. Чаще всего это грузовой транспорт, который припаркован на обочине и загружен канистрами с топливом. У них водитель может купить горючее по низкой цене и продать своё, а разницу положить в карман.
Безымянные АЗС
На известные сети заправочных комплексов топливо привозят напрямую с нефтеперерабатывающих заводов. Поставки тщательно контролируются, а поддержание качества горючего — это залог репутации бренда. В отличие от безымянных АЗС.
Путь топлива на несетевые АЗС начинается с биржи — покупается прямогонный бензин после первичной перегонки нефти и далее перегоняется на нефтебазу регионального оператора. Здесь он смешивается с высокооктановыми добавками и незначительным количеством качественного продукта от одного из крупнейших производителей рынка.
Всё зависит от оператора — будет ли такой бензин просто с недостаточным октановым числом или же низкокачественным вредным продуктом с лишними примесями.
Как предотвратить слив топлива
Хищение топлива — одна из важнейших проблем, с которой приходится сталкиваться при управлении автопарком. Она носит массовый характер и встречается чаще всего там, где контроля нет или он практически отсутствует.
Посмотрите 3 основных проблемы, с которыми имеют дело российские автопарки, в нашем подробном материале для руководителей. Мы подробно рассмотрели, как можно автоматизировать контроль топлива и пресечь махинации с ГСМ. Что ещё снижает эффективность работы автопарка и как решить эти проблемы? Рассказываем в бесплатном руководстве.
Контроль расхода ГСМ с GPS-мониторингом
Если вы не готовы тратить своё время на постоянное отслеживание водителей и ручной анализ слива топлива, то доверьте это умным цифровым решениям. Система мониторинга ГдеМои вместе с фирменными GPS-трекерами и специальными датчиками — готовый комплект, который возьмет эту работу на себя и защитит вас от убытков и краж.
Узнайте больше про возможности для контроля транспорта на нашем сайте, а подробнее о решениях для отслеживания расхода топлива читайте в следующей статье.