На волне новостей о частичной мобилизации уже не первую неделю растет количество запросов про мобилизацию транспорта. Насколько это касается автовладельцев и коммерческих автопарков? Рассмотрим, какой транспорт подлежит воинскому учету, какие автомобили могут попасть под мобилизацию согласно законодательству РФ и в каких случаях.
Что такое мобилизация транспорта
В России действует военно-транспортная обязанность, по которой целый ряд автомобилей подлежит учету в военкоматах. Это означает, что государство может взять для нужд армии определенные машины или спецтехнику у автовладельцев или компаний.
Вот как об этом говорится в указе: военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.
Указ Президента Российской Федерации от 02.10.1998 г. № 1175
Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности
Согласно данному указу, для мобилизации транспортных средств необходимо объявление полной мобилизации и военного положения. В рамках частичной мобилизации «призыв» личных автомобилей проводиться не будет. По коммерческому транспорту пока конкретных распоряжений или приказов нет.
На кого распространяется военно-транспортная обязанность
Система воинского учета транспорта касается следующих групп автовладельцев:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
- организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств;
- организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором;
- организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, причалы, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации;
- граждане — владельцы транспортных средств.
В первых рядах под «призыв» может попасть транспорт госструктур и организаций. Военно-транспортная обязанность распространяется на частные лица в самую последнюю очередь.
Какие автомобили попадают под мобилизацию
Полный список транспортных средств, которые подлежат мобилизации, довольно обширен. Его можно посмотреть в приложении к приказу Министра обороны от 14 марта 2014 года.
Всего в приказе существует 5 основных групп транспортных средств, которые могут попасть под мобилизацию:
- колесные транспортные средства определенных категорий (смотрите далее);
- тракторы;
- дорожно-строительные машины и механизмы;
- подъемно-транспортные машины и механизмы;
- другие машины и механизмы (гусеничные тягачи, различный бронетранспорт, снегоходы, квадроциклы).
Если с тракторами и спецтехникой всё понятно, то с колесными транспортными средствами и другими машинами — нужно уточнить. Сразу отвечаем на вопрос, что в первую группу попадают не все автомобили.
Список категорий колесного транспорта, попадающего под мобилизацию.
- M1G — легковые автомобили повышенной проходимости. По техрегламенту это полный привод, как минимум один механизм блокировки дифференциала, клиренс под осями не менее 180 мм и возможность преодолевать 30% подъем. Фактически, это многие современные кроссоверы.
- М2 и М3 — пассажирские автобусы массой не более 5 тонн.
- N1G — грузовые автомобили с полным приводом, одна блокировка и возможность преодолевать 25% подъёма.
- O — прицепы.
Мобилизованный транспорт от организаций должен быть в хорошем состоянии. Ответственность за пригодность автомобилей лежит на владельцах автопарков. То есть военно-транспортная обязанность подразумевает, что в случае мобилизации компании должны будут в первую очередь проверить техническое состояние машин и в случае необходимости установить дополнительное оборудование.
Как осуществляется мобилизация автомобилей
В первую очередь автомобиль должен быть поставлен на воинский учет. Эта процедура производится в военных комиссариатах местных муниципальных образований. Автовладельцам приходить в военкомат для этого не нужно. Согласно приказу Министра обороны РФ все данные о необходимом транспорте передаются напрямую из подразделений Госавтоинспекции, органов гостехнадзора и Федеральной налоговой службы. После чего военный комиссариат формирует базу автомобилей и спецтехники.
До текущего момента государство не проводило мобилизации транспорта. Поэтому дальнейшие шаги можно пока только прогнозировать, опираясь на официальные документы.
После создания транспортной базы военкоматы должны оповестить владельцев соответствующих автомобилей для воинской регистрации. Уже после этого нужно будет предоставить исправное транспортное средство в военкомат — на первое время только для физического учета.
Будет ли проводиться мобилизация личных автомобилей
В первую очередь необходимый для армии транспорт может изыматься у федеральных или региональных органов исполнительной власти и органов самоуправления, чей транспорт и без того находится на военном учете. Следующие — организации, которые в собственности имеют автомобили необходимых категорий.
В самую последнюю очередь мобилизация может затронуть личный транспорт. Но еще раз обращаем внимание, что для проведения подобных мероприятий необходимо соответствующее распоряжение и приказы о мобилизации в регионах с подробным порядком действий.
Что грозит за отказ от мобилизации автомобиля
Наказание определено статьей КоАП РФ 19.25. За неисполнение военно-транспортных мобилизационных обязанностей предусмотрены административные штрафы:
- от 300 до 500 рублей для граждан,
- от 500 до 1000 рублей для должностных лиц,
- от 10 000 до 20 000 для юридических лиц.
Мобилизация транспорта в России: кратко
- На данный момент государство не проводит мобилизацию автомобилей.
- Для мобилизации транспортных средств необходимо объявление полной мобилизации и военного положения — согласно текущей законодательной базе.
- Самостоятельно ставить автомобиль или спецтехнику на военный учет не нужно. Военные комиссариаты должны формировать базы соответствующего транспорта по данным ГИБДД или ФНС.
- Не все автомобили подлежат мобилизации — список установлен приказом Министра Обороны. Сюда входят грузовой транспорт, пассажирские автобусы, спецтехника и кроссоверы/внедорожники повышенной проходимости.
- Мобилизация личного транспорта будет проводиться в самую последнюю очередь. Первые в списке — автомобили госструктур.
Больше полезной информации о защите личного транспорта и управлению коммерческого автопарка смотрите в блоге сервиса GPS-мониторинга ГдеМои.