1-2 июня 2023 года состоялась конференция «Управление автопарками», которая собрала в одном зале больше сотни участников: владельцев автопарков, флит-менеджеров и представителей автопроизводителей. Узнайте, что обсуждали эксперты отрасли, какие решения они используют и как справляются со сложностями.
Самые актуальные проблемы: что волнует владельцев автопарков и флит-менеджеров
Конференция «Управление автопарками» объединила участников из самых разных компаний, среди которых Сбербанк, Почта России, Айсберри, Kärcher, Lamoda, METRO Cash & Carry, Перекресток и другие. В мероприятии также приняли участие разработчики решений, отечественные и иностранные производители автомобилей.
Деловая программа конференции была сформирована из нескольких секций, включающих доклады и открытые дискуссии:
- собственный автопарк: управление, обслуживание и содержание,
- обновление автопарка,
- электромобили,
- лизинг и аутсорсинг,
- инновации и безопасность,
- страхование и медосмотры.
Главная боль автопарков на текущий момент — отсутствие запчастей и новых машин. Решают эту задачу автопарки разными способами, среди которых параллельный импорт, переход на автомобили китайских производителей и надежный контроль эксплуатации.
Китайский автопром: опыт использования коммерческими автопарками
Китайские производители Chery, JAC, GWM, рассказали о стратегии развития и целях на ближайшие 3 года. Такие автомобили протестировали несколько компаний, среди которых МТС и ГЕРОФАРМ.
По опыту одной из компаний, стоимость аренды на новые марки китайских авто более чем на 30% ниже стоимости аренды по контрактам, заключенным в 2022 году. В целом можно отметить, что «китайцы» успешно закрывают потребности автопарков, хотя топ-менеджеры пока не готовы заменить BMW и Mercedes.
Электромобили и их будущее в России
По данным Национального агентства промышленной информации, общий парк электромобилей в России на 1 января 2023 года превышает 25 тысяч автомобилей. Отметим, что эти данные включают как ТС физических лиц, так и корпоративное владение.
Среди общей численности зарегистрированных автомобилей в России доля электромобилей составляет всего лишь 0,04%. Это объясняется сложностью круглогодичного использования и тем, что срок окупаемости грузовых электромобилей превышает срок их использования. Именно такими выводами поделилась Почта России: компания тестировала электроскутеры, легковые и грузовые электромобили.
Свой отчет представил и российский производитель электромобилей EVOLUTE: по данным компании, автопарки охотнее покупают легковые электромобили, чем грузовые. При этом, легковые авто имеют хорошие показатели эффективности.
Электронные путевые листы: уже совсем скоро
Важная часть любой конференции — обсуждение нового законодательства. В этот раз горячей темой стало внедрение электронных путевых листов. Опытом перехода на электронные путевые листы поделилась компания JTI Russia — теперь заполнение таких документов занимает буквально 20 секунд.
Участники обсуждали, что использование электронных путевых листов в скором времени станет обязательным для всех автопарков в России — это подтверждает и пресс-служба Минтранса.
Как компании предлагают увеличить ресурс транспорта
Как мы уже упомянули, запчасти и новые автомобили стали главными проблемами для автопарков сегодня. Основные способы их решения — техобслуживание и повышение качества вождения.
Расходы на ТО: сократить или увеличить?
Флит-менеджеры отмечают, что снижение расходов на техобслуживание стало одним из способов экономии. Однако в этом вопросе мнения разделились: половина автопарков делают ТО реже для экономии, а другая часть — чаще, чтобы увеличить срок эксплуатации автомобиля до 10 лет при среднем сроке в 5-7 лет.
Интересные решения предлагают компании Грузовичкоф, OBI и ГЕРОФАРМ:
- открытие собственных СТО для ремонта автомобилей вместо их продажи, как было ранее,
- переход на работу с самозанятыми водителями. В таком случае вопросами эксплуатации занимаются водители, а другие издержки прописаны в договоре,
- перевод офисных сотрудников на компенсацию за использование личного автомобиля.
Повышение качества работы водителей
Повышение качества работы водителей и установление стандартов бережной эксплуатации — один из способов повлиять на износ автопарка. При этом компании используют разные методы. Есть автопарки, которые внедряют новые технологии, в том числе видеомониторинг, отслеживают качество вождения, а также используют возможности GPS-мониторинга для контроля поездок и затрат на топливо.
Остались автопарки с консервативным подходом, основанном на депремировании и штрафах. Подчеркнем, что практика штрафов применяется осторожно: найти хороших водителей на рынке сложно.
Отметим опыт JTI Russia: компания сократила расходы на эксплуатацию автопарка до 15% с помощью геймификации. В мотивационной программе водителей разделили на смешанные группы, в которых были как сотрудники с отличной манерой вождения, так и водители, получающие штрафы. Команды, которые показывают отличные результаты по установленным KPI, получают бонусы. В результате за период действия программы снизилось количество штрафов на 13%, а ДТП — на 22%.
Еще одной компанией, которая активно тестирует решения для повышения качества вождения, стала Lamoda. По данным компании, 95% ДТП являются предотвратимыми. Для этого Lamoda использует телематику, обучает водителей и проводит выборочную проверку их навыков.
Команда ГдеМои тоже посвятила свое выступление контролю водителей и представила новое устройство для видеомониторинга. Сергей Родичев, руководитель ГдеМои, на конференции рассказал о том, как искусственный интеллект и машинное обучение уже помогают в управлении автопарками и какие перспективы есть у этих инструментов. Чтобы узнать подробности, вы можете ознакомиться с нашей презентацией по ссылке.
Итоги конференции
Команда ГдеМои благодарит организаторов и участников конференции «Управление автопарком 2023» за интересные идеи и открытую дискуссию.
Надеемся, что вам было интересно узнать о том, что обсуждают коллеги, и какие решения они используют. Будем рады обсудить ваши идеи — мы всегда на связи в соцсетях и в мессенджерах.
Напоминаем о нашей подборке мероприятий для автопарков, которые можно посетить в этом году. Материал будет обновляться.