В 2025 году вступают в силу новые правила транспортировки алкогольной продукции. Согласно обновленному закону 171-ФЗ, перевозки алкоголя должны будут сопровождаться электронными документами, в том числе электронными путевыми листами (ЭПЛ). Рассказываем, кого затронут изменения и как решения ГдеМои помогут подготовиться к новым реалиям.

Когда новые правила перевозки алкоголя вступят в силу?
Изменения в Федеральный закон 171-ФЗ, регулирующий производство и оборот алкоголя в России, были внесены еще в 2023 году. Планировалось, что обязательное оформление электронных перевозочных документов начнется с 1 июня 2024 года. Впоследствии дату несколько раз переносили: сначала на 1 марта, а затем, в последней редакции закона, — на 1 сентября 2025 года.
Чтобы подобрать удобную систему и настроить процессы, у бизнеса будет переходный период. Компаниям не запрещено использовать печатные документы до 1 марта 2027 года. Затем все перевозчики алкоголя должны полностью перейти на электронную сопроводительную документацию.
Готовить автопарк к новому закону стоит заранее. Время до окончательного внедрения ЭПД пройдет мгновенно. Чтобы не искать в спешке хоть какое-нибудь решение и защитить автопарк от штрафов, подготовьтесь, обучите водителей, протестируйте систему и настройте процессы уже сейчас.
Какие документы для транспортировки алкоголя нужно перевести в электронный вид?
С 1 сентября 2025 года подпункт 1 пункта 1 статьи 10.2 закона 171-ФЗ о контроле оборота алкоголя будет излагаться в новой редакции. Сейчас для транспортировки алкоголя нужна «товарно-транспортная накладная» — с сентября 2025 понятие будет расширено до «электронных документов, содержание и порядок использования которых определяются Правительством Российской Федерации».
Что это значит? Эксперты объясняют, что список электронных документов для перевозки алкоголя будет определен Правительством позже. Между тем крупные игроки рынка сходятся во мнении, что в электронный формат перейдут все сопроводительные документы для перевозок алкогольной продукции: в том числе и путевые листы.
Какие компании попадают под новые правила перевозки алкогольной продукции?
Обновление закона касается всех компаний, которые занимаются транспортировкой алкогольной и спиртосодержащей продукции — товаров, содержащих более 0,5% этилового спирта. К такой продукции государство относит:
- спиртные напитки (водку, коньяк, виноградную водку, бренди);
- вино, в том числе крепленое и игристое;
- плодовые алкогольные напитки;
- пиво и напитки на основе пива;
- сидр, пуаре, медовуху;
- сусло и сброженные материалы.
Среди исключений: квас, кисломолочные продукты, кондитерские изделия, приправы и другие товары.
GPS-оборудование для грузоперевозки алкоголя в 2025 году
Перевозка алкоголя регулируется Федеральным законом 171-ФЗ, согласно которому производством и оборотом алкогольной продукции могут заниматься только организации.
При перевозке алкоголя необходимо выполнять условия производителя, продавца и ГОСТа, соблюдать температурный режим. Между тем перевозка ряда алкогольной продукции требует более серьезной подготовки.
Так, перевозить товары, содержащие более 25% спирта, можно только при наличии лицензии. Кроме того, напитки, содержащие более 70% этилового спирта (некоторые виды абсента, рома и водки), классифицируется как опасный груз — здесь при перевозке нужно учитывать правила соглашения ДОПОГ, оснастить транспорт специальным оборудованием и маркировкой.
Узнайте больше о контроле температурных перевозок с помощью GPS — разбираем кейс клиента ГдеМои
Электронные путевые листы ГдеМои для транспортировки алкоголя
ГдеМои развивает собственные электронные путевые листы, соответствующие 171-ФЗ. Информация о транспортном средстве, водителе и поездке автоматически подгружается в электронный путевой лист, исходя из внесенных сведений и полученных телематических данных.

В сервисе GPS-мониторинга ГдеМои можно создавать цифровые путевые листы уже сейчас. Система автоматически заполняет все реквизиты по типовой форме. Бланк печатается в один клик и передается дальше для технического и медицинского осмотров.
Преимущества электронных путевых листов
Использование ЭПЛ ускорит выход на линию и сократит расходы компании. Цифровые листы избавляют водителя от необходимости вносить данные вручную: большой массив данных заполняется автоматически. В итоге компании экономят время и деньги, ведь за неверное заполнение документа предусмотрены штрафы до 30 000 рублей.
Электронные путевые листы упрощают работу бухгалтеров. Цифровые документы не нужно печатать, вручную передавать в надзорные органы и хранить несколько лет в архиве. После подписания ЭПЛ отчет о поездке автоматически отправятся в ГИС ЭПД. Кроме того, электронный путевой лист невозможно потерять или подделать.

Наконец, ЭПЛ пригодятся для контроля перевозок. В путевой лист автоматически подтягиваются:
- дата и время выезда/заезда на парковку, данные об автомобиле и водителях, показания одометра и уровня топлива;
- маршруты с указанием времени, остановок и заправок, автоматическим расчетом расстояния;
- если автомобили оборудованы системой контроля топлива, в электронном путевом листе отобразятся данные по расходу ГСМ, полученные с ДУТ или CAN-шины;
- если ДУТ не установлен, система рассчитает среднее, максимально приближенное к реальности значение на основе уникального алгоритма.
При необходимости проверить данные менеджер сможет выгрузить путевой лист за любую дату и для любой машины.
Протестируйте электронные путевые листы для перевозки алкоголя в 2025 году
Хотя закон вступит в силу лишь в сентябре 2025, готовить автопарк к изменениям правил перевозки алкоголя нужно уже сейчас. На данный момент компании вправе выбирать формат путевых листов. Скоро электронные документы станут обязательной частью работы — сперва для перевозчиков алкоголя, затем, по заявлениям властей, и для других отраслей.
Процесс перестройки процессов, обучения водителей, выбора удобной программы может затянуться. Подготовьтесь заранее, чтобы переход на цифровые документы прошел в спокойном режиме. Подобрать оборудование под запросы бизнеса и протестировать систему ЭПЛ помогут менеджеры ГдеМои по телефону 8 800 3333 101 или в WhatsApp.