Кризис сказался на рынке перевозок: спрос на транспортные услуги растет, объем доставок по России увеличился, и компаниям не хватает примерно 60 000 водителей грузовых автомобилей. Что делать, если вы столкнулись с дефицитом водителей? Собрали несколько решений, которые помогли нашим клиентам преодолеть эту непростую ситуацию.
Дефицит водителей: ситуация на рынке в 2024 году
Нехватка квалифицированных водителей — в первую очередь категорий B, С и СЕ — стала серьезным вызовом для российского бизнеса. Объем внутренних грузоперевозок за год вырос на 22%, но автопарки укомплектованы персоналом только на 2/3. И это на фоне глобальной нехватки водителей: средний возраст специалистов растет, а молодежь неохотно приходит в сферу.
Столкнувшись с кризисом, бизнес начал искать пути решения:
- одни компании внепланово увеличили зарплату, чтобы сохранить текущих водителей и привлечь новых;
- другие — выбрали нематериальную мотивацию: расширенный ДМС, гибкий график, увеличенный отпуск;
- а кто-то вообще стал закрывать глаза на хищение топлива, махинации с авансовыми отчетами и другие нелегальные схемы.
Вариантов много, но, к сожалению, они не решают проблему полностью, а временами — даже больше вредят бизнесу.
Как удержать персонал и достичь максимального качества работы? Собрали 3 решения, которые помогли нашим клиентам преодолеть дефицит водителей и выстроить бесперебойную работу автопарка.
Решение 1. Сделать работу водителя безопаснее
Если на фоне кризиса компания планирует привлекать начинающих водителей, советуем уделить особое внимание безопасности перевозок, например, установив систему видеомониторинга для комплексного контроля водителя.
Одна из важных функций видеомониторинга — контроль концентрации водителя. С помощью камер в салоне автомобиля система замечает и предупреждает водителя при помощи звуковых сигналов: если он устал, надолго закрыл глаза, часто зевает или отвлекается на мобильный телефон.
Кроме того, видеомониторинг поможет предотвратить аварию. Устройство предупредит водителя, если он превысил скорость или не держит дистанцию, а также при возникновении опасной ситуации. Если ДТП произошло по чужой вине, система мониторинга поможет это доказать: она автоматически записывает видеофрагменты по важным событиям и сохраняет их в интерфейсе ГдеМои.
Если при работе с новыми или внештатными водителями компанию волнует «человеческий фактор» (например, угроза угона автомобиля или кражи груза), умный регистратор поможет раскрыть преступление или предотвратить его. Сам факт наличия видеомониторинга отпугнет нечестных кандидатов и обеспечит дополнительную защищенность для новых водителей.
Решение 2. Давать обратную связь и мотивировать
Чтобы удерживать текущих сотрудников и повышать привлекательность компании среди потенциальных, советуем вложиться в систему обучения и поощрения. Когда сотрудник понимает, что, как и зачем нужно делать, он работает лучше и спокойнее.
Для контроля навыков водителей крупные компании вводят систему рейтингов: чем безопаснее вождение, тем выше балл и, как результат, размер премии. Грамотная система поощрений помогает не только удержать текущих сотрудников, но и привлечь новых, а значит, оценка специалистов действительно важна.
Конечно, оценивать навыки и работу каждого водителя — процесс не из легких, особенно если в автопарке не один десяток машин. Между тем, если автоматизировать этот процесс, можно сэкономить время и сохранить нужный уровень качества. Скоринг водителей в ГдеМои работает так:
- Сначала нужно настроить критерии, по которым проводится оценка вождения. Например, скорость, соблюдение дистанции, отсутствие резких разгонов, маневров, торможений.
- Далее, проанализировав вождение, система поставит оценку каждому критерию: чем меньше нарушений, тем выше оценка и тем безопаснее водитель управляет автомобилем.
Система позволяет формировать подробные отчеты по работе сотрудников: можно сделать индивидуальную выгрузку или посмотреть данные всех водителей в режиме сравнения, чтобы в дальнейшем разобрать ошибки и дать советы по улучшению качества вождения.
Если контроль качества вождения необходим в режиме онлайн, наша рейтинговая система дополнена функцией уведомлений о нарушениях. Когда водитель не соблюдает ПДД, диспетчер сразу же узнает об этом: система качества вождения отправит оповещение ответственному лицу в режиме реального времени.
Решение 3. Автоматизировать процессы
Отсутствие цифровых решений в автопарке — плохой знак для опытного водителя: на его плечи лягут дополнительные задачи. К тому же, молодому поколению водителей, которое на «ты» с технологиями, гораздо легче разобраться в работе системы, чем возить с собой папку с бумагами.
Убрать ненужную рутину можно через автоматические путевые листы. ГдеМои дает такую возможность: достаточно однажды ввести данные, и в дальнейшем заполнение всего листа будет занимать один клик. Вдобавок, у нашей системы есть возможность интеграции с CRM и ERP-системами, открытые API и SDK, чтобы максимально упростить обработку и передачу данных.
Вместо стандартных карт — мобильное приложение: помимо базового «Построить путь из точки А в точку Б» водитель сможет получить от диспетчера четкий маршрут, учитывающий пробки, список адресов для посещения и другие факторы. Приложение ГдеМои — это дополнительный способ контролировать выполнение заданий, возможность делегировать водителю менеджерские функции и инструмент для повышения эффективности работы.
Наконец, чтобы водителям не пришлось сталкиваться с неисправностью транспорта или, что еще хуже, поломками прямо на трассе, наша система предусматривает цифровое ведение журнала техосмотра и автоматический расчет сроков ремонта по трем параметрам: пробегу, моточасам и времени. ГдеМои получает эти данные напрямую из автомобиля, включая сообщения с CAN-шины.
Кроме того, в разработке — новое мобильное приложение для автопарков, которое будет предупреждать водителя о неисправностях через push-уведомления. Это существенно облегчит работу: следить за состоянием транспорта будет транспортная телематика, и, если какой-то параметр выйдет из допустимого диапазона, приложение уведомит об этом и водителя, и его руководителя.
Готовое решение для преодоления нехватки водителей от ГдеМои
Нехватка водителей — временная сложность, которую, между тем, лучше решать уже сейчас. Если рынок сохранит активный рост в 2024, дефицит проявится еще сильнее, вот почему сегодня стоит вложиться в удержание и развитие водителей.
Все решения ГдеМои подходят и для штатных водителей, и для наемных автопарков. Можно выбрать фирменные GPS-трекеры с моментальным подключением или мобильное приложение для сотрудника, чтобы быть в курсе всех процессов и следить за безопасностью перевозок.
Хотите внедрить сервисы ГдеМои в работу компании? Проконсультируйтесь с нашими менеджерами по телефону 8 800 3333 101, в WhatsApp или по электронной почте info@gdemoi.ru.